«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский


Автоконцерн Toyota зарегистрировал еще один товарный знак на российском рынке, пишет агентство РИА «Новости» со ссылкой на электронную базу Роспатента. Корпорация подала заявку на регистрацию Yaris в марте этого года.
До этого было зарегистрировано как минимум 5 товарных знаков Toyota: Vellfire, Carina, Alphard, Celica и Starlet до 2034−2035 годов. Правообладателем указана компания «Тойота Дзидося Кабусики Кайся», хотя официально она представлена на российском рынке как ООО «Тойота Мотор».
Японская компания планирует продавать под этими брендами не только стандартный легковой автотранспорт, но и фургоны, фуры, а также электромобили.
В сентябре 2022 года Toyota официально заявляла о прекращении производства автомобилей в России на заводе в Санкт-Петербурге.
Автосалоны надеются на Новый год, покупатели — на скидки. Склады забиты
Рынок легковых авто опустился на самое дно. Снизят ли цены дилеры?
Впрочем, тогда же в компании уточняли, что деятельность московского офиса «Тойота Мотор» будет оптимизирована и реструктурирована с упором на поддержку дилерской сети, чтобы продолжать обслуживать клиентов Toyota и Lexus в России.
Выручка японской компании на российском рынке сократилась за 2021−2024 годы с 332 млрд руб. до 2,5 млрд руб. Но при этом Toyota единственной среди всех брендов, покинувших Россию, которому удалось сохранить позиции в десятке лидеров по продажам новых легковых автомобилей. Более того — за январь-ноябрь 2025 года, по подсчетам «Автостата», число проданных машин японского бренда выросло на 33,6%, до 25,357 тыс. единиц, а в ноябре 2025 года к ноябрю 2024 года — более чем в два раза.
В конце октября представитель одной из автодилерских сетей рассказывал Autonews.ru, что Toyota провела тайную встречу с крупными российскими продавцами, обсуждая варианты взаимодействия, которая состоялась после встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске. Однако представители японской корпорации заявили и об отсутствии сейчас планов завозить новые автомобили на российский рынок.
Бывший глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев говорил, что автоконцерн заинтересован в нашем рынке, но официально вернуться сможет только после изменения санкционного режима. По словам специалиста, Toyota намекает, что не будет против поставок автомобилей компании из Китая в Россию.
Более того, обсуждается и вопрос продажи запчастей, так как представленная на китайском рынке номенклатура немного отличается от того, к чему привыкли российские автодилеры. Благоприятные условия позволят Toyota в течение нескольких месяцев официально вернуться на российский рынок, чему, вероятно, даже не помешает высокий утилизационный сбор, полагает Мосеев.
Если компания легально возвращается на российский рынок и выполняет все требования законодательства, то она имеет право продавать свои товары, отметил в разговоре с «СП» советник Центра экспертизы по вопросам ВТО Максим Медведков.
«СП»: Возможно ли, что отношения Toyota с российскими импортерами лучше, чем у других ушедших компаний?
— Про это сложно сказать. Можно только утверждать, что продажа автомобилей Toyota осуществляется сейчас в России официальными дилерами.
На рынке их достаточно много. Такие машины ничем не отличаются от японских моделей, хотя вероятно они не из Японии. Скорее всего, их могут завозить из дружественных государств, включая Китай.
«Лада Веста» — это даже не смешно. Китай готов подмять под себя весь мировой авторынок
КНР через несколько лет уничтожит в конкурентной борьбе европейских и американских грандов автопрома
«СП»: Могут ли японские компании, включая Toyota, вернуться на российский рынок после завершения конфликта?
— Все будет зависеть от многих факторов, включая политику правительств России и Японии, позиции компаний. Теоретически это рано или поздно может произойти.
Но все же продать сейчас любой иностранный автомобиль в России с учетом всех таможенных платежей и утилизационного сбора, получив при этом выгоду, является непростой задачей.
Льготная ставка утильсбора с начала декабря работает для машин с двигателями мощностью до 160 л.с. при том, что большая часть модельного ряда тех же кроссоверов RAV4 (лидер по продажам в России у Toyota — «СП») превышает этот показатель. Как правило легковые автомобили Toyota у нас продаются с мощностью двигателя в районе 200 л.с. (мощность «движков» на ряде моделей Lаnd Cruiser превышают 300 л.с. — «СП»).
Глава журнала «За рулем» Максим Кадаков подчеркнул, что в рамках параллельного импорта и частного ввоза автомобили японского концерна ввозятся в Россию достаточно стабильно.
— Однако, это не означает, что Toyota скоро вернется. Регистрация очередного товарного знака также не говорит о возвращении бренда.
Это относится не только к автомобильным концернам, но и ко всему бизнесу. Такие действия означают, что компании хотят охранять свои товарные знаки. Они не хотят, чтобы на рынке под их наименованиями торговали другие игроки.
Да, теоретически регистрация знака может говорить о том, что компания заботится о своем будущем, если получится вернуться в Россию. Но пока нет никаких знаков и признаков того, что Toyota сможет вернуться, даже если ее руководство не против такого шага.
«СП»: Обслуживаются ли Toyota и Lexus в России?
— Да, именно поэтому машины концерна у нас весьма популярны. Россияне будут покупать автомобили Toyota еще очень долго, даже если компания никогда не вернется, потому что это ключевой бренд.
Если предположить, что компания вернется, то это будет неплохой сценарий, так как автомобили более чем устраивают потребителей.